Спецпроект
Герман Гаврилов, основатель Roistat, об эффективности рекламы в эпоху диджитал
РБК и HENDERSON вместе с успешными молодыми предпринимателями рассуждают о том, каким станет бизнес будущего. В то время как наши герои диктуют новые тренды, HENDERSON помогает им менять мир со стилем.

С тех пор как Герман Гаврилов основал систему сквозной бизнес-аналитики Roistat, прошло пять лет. За это время оценочная стоимость его бизнеса превысила 1 млрд руб. В свои 29 лет он знает все об эффективности: рано просыпается, ведет здоровый образ жизни, правильно питается, занимается спортом и медитирует, много работает и разрушает стереотипное представление о том, каким должен быть айтишник.

 В феврале вашей компании исполнилось пять лет. Расскажите, как началась история Roistat?

 По образованию я программист. В 2012 году я открыл свой первый бизнес — мы печатали фотографии на холсте. Мы быстро набирали обороты: через пару лет на рекламу уходило 1,5 млн руб. в месяц, но я понимал, что большую часть этой суммы я трачу неэффективно. У меня не получалось оптимизировать расходы с помощью существующих инструментов, и тогда я решил создать сервис, который анализировал бы данные эффективности размещенной рекламы. Я испробовал систему на своем бизнесе, после чего многие мои знакомые тоже начали ею интересоваться. Поэтому через полгода мы решили запустить Roistat.

 За время работы сервиса вы, вероятнее всего, изучили динамику изменения сферы рекламы. Как думаете, новые технологии сильно повлияли на нее? Имею в виду и эффективность, и отношение потребителей.

 Думаю, что реклама меняется к лучшему. Как минимум становится менее навязчивой. Еще десять лет назад все было обклеено бесполезными баннерами. А сейчас все понимают, что такие инструменты больше не работают, поэтому используют более точный таргетинг. От этого выигрывают и пользователи, поскольку они видят релевантные объявления, и рекламодатели, ведь они получают высокую конверсию и более дешевый трафик. Раньше не было технологий, которые могли бы все это превратить в реальность. Практически каменный век, а сейчас наконец наступил бронзовый.

 Какой самый действенный способ привлечь клиентов?

 Мое мнение: универсального способа вообще не существует. Их очень много, и в каждой отрасли, в каждом конкретном случае работает тот или иной подход. Именно поэтому нужны инструменты, которые анализируют проделанный труд. Бывает даже так, что внутри одной ниши аналогичный канал работает по-разному для двух компаний. Слегка меняется товар или услуга — уже другая клиническая картина. В некоторых ситуациях по-прежнему выстреливает и реклама на ТВ.

 Кажется, что с развитием интернета вещей и безграничным веб-пространством людям уже не нравится, когда им пытаются что-то продать. Технологии полностью изменили наше сознание.

 Возможно, это так. Людям не нравится, когда им продают по старой схеме — другими словами, «впаривают», например, через всплывающие окна на весь экран мобильного телефона. Современные компании стараются привлекать инстаграм-блогеров, они действительно увеличивают продажи. Для большинства людей социальные сети стали интересным времяпрепровождением. Они не задумываются, насколько много рекламы потребляют и как быстро окупают вложения. А это хорошо. Все в выигрыше.

На Германе: костюм, рубашка, галстук, ботинки — всё HENDERSON.
© Алексей Константинов

 Кстати, на сайте вы очень смело утверждаете, что порядка 67% денег компании выкидывают на неэффективную рекламу. Как с помощью вашего сервиса можно сократить этот показатель?

 Если вкратце, то с помощью Roistat можно быстро вычислить ту рекламу, которая «сжирает» ваши бюджеты и не приносит никакой пользы. После этого пользователь может ее отключить или доработать и сделать прибыльной. Также сервис позволяет найти источники, которые приносят основной доход. В них можно инвестировать больше своего времени и денег. Имея качественный инструмент оценки эффективности, можно постоянно экспериментировать, проверять гипотезы и запускать новые рекламные кампании. Такой подход называется перформанс-маркетинг. Но во главе его успеха по-прежнему стоит креатив.

 Как показывает опыт, с креативными экспериментами нужно быть осторожнее. Их не всегда интерпретируют верно.

 Кажется, я понимаю, о рекламе какого спортивного бренда идет речь. Тоже верно, в этом деле важно не перестараться и не испугать клиентов.

 Ваш сервис подходит крупным компаниям или его может использовать и любой частный предприниматель, даже блогер?

 Roistat подходит даже начинающему предпринимателю. У нас есть специальные тарифы для тех, у кого еще совсем маленький бюджет на рекламу или его вообще нет. На старте бизнеса не обязательно использовать все существующие инструменты. А со временем — можно перейти на более серьезный тариф и включить аналитику.

 Как думаете, в будущем трансформируются инструменты рекламы? Может, она вообще исчезнет?

 Думаю, что реклама вряд ли исчезнет в ближайшем будущем. Она слишком полезна для всех нас. Маркетинг — это основа бизнеса и предпринимательства. Возможно, рекламные инструменты будут меняться. Но вот маркетинг вряд ли куда-то денется. Как я уже говорил, тренд на будущее — это перформанс-маркетинг. Машинное обучение сейчас движется в сторону развития этой сферы. Чем дальше, тем больше будет делать автоматика: создавать и настраивать рекламу, следить за ней, анализировать результаты и вносить изменения. Только когда возможности машин иссякнут, на смену придут новые технологии, которые дадут новый сдвиг и направление. Но это случится еще не скоро.

На Германе: костюм, рубашка, галстук, ботинки — всё HENDERSON.
© Алексей Константинов

 Об айтишниках раньше ходили стереотипы: ничем не интересуются, играют в компьютер, не следят за собой. А сейчас вы превращаетесь в героев нашего времени. Часто выступаете на крупных форумах, вас можно услышать в эфире радиостанций. Когда и почему произошел такой резкий скачок?

 Думаю, это связано с оцифровкой и автоматизацией как бизнеса, так и обычной жизни. Раньше IT-сфера была не так востребована, потому что технологии не позволяли добиваться в ней больших результатов за короткие сроки. Соответственно, и типичный айтишник был не так востребован — было время поиграть. Как только у нас появились цифровые технологии и понимание, как их можно применить, ситуация изменилась. Такие скачки происходят каждый год: сначала появился интернет, потом поисковики-гиганты, позже — большие сообщества и разнообразный контент. В какой-то момент IT распространились на смартфоны и прочие гаджеты. Сейчас это есть практически везде.

 Для вас важно, как вы выглядите?

 Последние несколько лет я выполняю роль топ-менеджера и владельца компании, поэтому для меня внешний вид, безусловно, важен, хотя я могу позволить себе надеть все, что захочется. Что касается команды, то у нас есть ребята, которые любят строгие костюмы, а есть те, кто предпочитает джинсы. А вообще я уже давно не видел, чтобы айтишники ходили в старых свитерах.

 Престижность профессии однозначно повышается. Представляю картину, как через пару лет молодое поколение поголовно захочет быть стартаперами.

 Я уже замечаю, что если раньше кто-то хотел быть космонавтом, потом бизнесменом или государственным служащим, то сейчас многие ребята стремятся стать IT-предпринимателями, оглядываясь на успехи Павла Дурова и Марка Цукерберга. Но нужно быть готовым, что это непростой и очень конкурентный рынок, который активно развивается и уже не будет стоять на месте.

 А почему вы остались делать бизнес в России? Если не секрет. Сейчас многие стремятся перебраться в Долину.

 С самого начала мы хотели работать на весь мир. Разрабатывая идею продукта, мы точно знали, что ее можно будет масштабировать. Однако на практике это оказалось трудно и затратно. Попробовали открыть офис в Польше в 2016 году и закрыли его по финансовым соображениям. В общем, нашли для себя кучу оправданий, почему мы пока должны оставаться в России. Но недавно мы привлекли достаточно крупные инвестиции, с помощью которых выйдем на международный рынок.

 Речь идет о $4 млн от фондов iTech Capital и Skolkovo Ventures?

 Да, основной фокус мы сейчас ставим на международное развитие. При этом, конечно, часть денег обязательно направим на машинное обучение и обновление технологий, чтобы наша система стала самой эффективной в мире.

Думайте о главном, а вопросы стиля доверьте HENDERSON!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Денис Кутергин, основатель сервиса YouDo, о российском рынке IT
Мужчины о главном
Егор Коваленко, управляющий партнер сервиса «Амулекс», о новых технологиях для юристов
Мужчины о главном
Дмитрий Пронин — о здоровом питании, триатлоне и ЗОЖ-индустрии в России
Мужчины о главном
Дмитрий Кибкало, «Мосигра», о том, зачем взрослым людям нужны настольные игры
Мужчины о главном
О чем говорили мужчины в 2017-м?
Михаил Иванов о технологии распознавания лиц
Мужчины о главном
Дмитрий Самохвалов о конкуренции в небе и на земле
Мужчины о главном
Юрий Митин о «Сколково» и бизнесе в России
Мужчины о главном
Артем Елмуратов о генетических исследованиях и сверхчеловеке
Мужчины о главном
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Денис Кутергин, основатель сервиса YouDo, о российском рынке IT
Мужчины о главном
Егор Коваленко, управляющий партнер сервиса «Амулекс», о новых технологиях для юристов
Мужчины о главном
Дмитрий Пронин — о здоровом питании, триатлоне и ЗОЖ-индустрии в России
Мужчины о главном
Дмитрий Кибкало, «Мосигра», о том, зачем взрослым людям нужны настольные игры
Мужчины о главном