Спецпроект
Создатель «Нетология-групп» Максим Спиридонов — о личном бренде руководителя
В совместном проекте РБК и HENDERSON герои цифрового мира рассуждают о том, как построить успешный бизнес в эпоху социальных сетей. А приручить не только экономические, но и модные тренды поможет новая коллекция HENDERSON.

Компания «Нетология-групп» объединяет три проекта в сфере онлайн-образования, которые помогают человеку осваивать новые знания на протяжении всей жизни: «Фоксфорд» для школьников и учителей, «Нетология» для взрослых и EdMarket для профессионалов рынка онлайн-образования. Попутно основатель компании Максим Спиридонов и сам активно рассказывает предпринимателям, как выстроить успешный бизнес, не боясь взрастить конкурентов.

Насколько тернист был путь от «Нетологии» к «Нетология-групп»?

«Нетология-групп» за время построения прошла, наверное, через всё, что могло случиться, включая кассовые разрывы в десятки миллионов рублей и продажи основателями машин и квартир, чтобы эти самые разрывы закрыть. Ну, и многократные пивоты — классика стартапостроения. Пивот (буквально — «разворот») — это трансформация бизнеса, порой со значительной коррекцией бизнес-модели и продуктов компании. Так вот, «Нетология» «пивотилась» раз пять.

Но другого пути управленческого роста, кроме как прохождение сложных этапов, не существует. Потому что в таких ситуациях предприниматель либо ломается, либо выходит на следующий уровень. Это больно, но неизбежно.

А ваша стратегия ведения бизнеса за это время как-то менялась?

Как и у любого предпринимателя, моя стратегия эволюционировала. Моя компания выросла в многопрофильный образовательный холдинг, и сегодня наша стратегия состоит в том, чтобы искать ниши образовательного рынка с максимальной динамикой развития на ранней фазе формирования и с максимальными перспективами, заходить на эти рынки активно, даже агрессивно, делать ставку на экспансию. Мне импонирует мысль, что бизнес в каком-то смысле альтернатива завоеваниям. Мне нравится строить компании и проекты, которые имеют большие перспективы.

С чего начиналась история «Нетологии»?

Как это часто бывает, с увлечения. Моя будущая жена Юлия работала интернет-маркетологом и любила учиться. Потом она решила самостоятельно проводить семинары по интернет-маркетингу. А я подключился, помогая ей из этого построить что-то, что было бы не просто самозанятостью, а ликвидным бизнесом. И так шаг за шагом из семинаров в Москве, которые шли строго в офлайне, родилась образовательная онлайн-компания.

Сегодня «Нетология-групп» — одна из самых дорогих компаний Рунета. Какая следующая планка?

Сегодня моя цель — построить ведущую образовательную компанию мира. Я сознательно ставлю цель, вероятность достижения которой в пределах моей жизни почти нулевая. Потому что если я буду тянуться к такому далекому и масштабному ориентиру, то попутно достигну массы других, тоже амбициозных целей.

На Максиме: пиджак, джинсы, жилет, рубашка, ботинки, портфель - всё HENDERSON.
© Алексей Константинов

Рынок онлайн-образования развивается какими-то невероятными темпами. Сможет ли он полностью вытеснить или поглотить систему офлайн-образования?

Когда появилось кино, сначала оно полностью копировало театр, потом превратилось в отдельный вид искусства. И всё это время многие ждали, когда же умрет театр. А он до сих пор живет и, видимо, никуда не исчезнет. По крайней мере, в ближайшие полвека.

В образовании то же самое. Это будет конвергенция. Инструменты онлайн-образования уже сейчас дают очень большие преимущества с точки зрения географической общедоступности. Они снимают барьеры доступа к знаниям, к сильным экспертам и позволяют гораздо лучше считать результаты обучения и всю сопутствующую статистику. Я повторю банальность о том, что данные сегодня — это фундамент любого процесса. Офлайн-образование невозможно или почти невозможно поставить на метрики так, как можно поставить онлайн. В онлайне всё просчитывается на уровне человека, мини-группы, группы, региона. Всё это позволяет делать более конструктивные выводы и гипотезы о том, как образовательный процесс улучшать и развивать. Поэтому инструменты онлайн-образования будут и дальше проникать в офлайн, заменять его, где это целесообразно, или дополнять. Это будут некие составные конструкции.

Онлайн-образование действительно более гибкое и быстрее адаптируется к меняющейся ситуации. А как в этом отношении обстоят дела с традиционной системой образования?

В том, что касается среднего и высшего образования, образовательная система устарела и требует модернизации. Высшее образование, скорее всего, в течение пятнадцать-двадцать лет в принципе отомрет, и нужно будет понимать, как под это всё подстраиваться.

Учиться пять лет или даже три года профессии, которую ты сменишь через пять-десять лет, бессмысленно. Поэтому всё активнее будет развиваться образование для взрослых, да и образование детей радикально изменится. Надеюсь, что акцент с лекций по фундаментальным наукам сместится на развитие soft skills: умения учиться, работать в команде, прислушиваться к себе. А взрослые будут учиться итерационно. Уже многие приняли тот факт, что lifelong learning — это неизбежная реальность. Если ты хочешь играть в высшей лиге, а не выпасть куда-нибудь в класс ненужных людей, как говорит Харари, ты вынужден будешь учиться постоянно.

Вы сами чему-то учитесь?

Конечно. Но не так, что я сажусь и прохожу какой-нибудь курс. Мое обучение проходит непрерывно: читаю статьи по теме управления и предпринимательства, смотрю видео, общаюсь с коллегами. Это практико-ориентированное обучение. Сейчас, к примеру, думаю о том, чтобы пойти учиться на экспресс-курс по построению эффективной системы корпоративного управления компанией.

На Максиме: пиджак, джинсы, жилет, рубашка, ботинки, портфель - всё HENDERSON.
© Алексей Константинов

А чему-то менее утилитарному?

Иногда прохожу онлайн-курсы по фотографии. Это мое хобби.

Ясное дело, что за этим должна следовать практика, и после прохождения онлайн-курса я стараюсь ходить на какие-то живые мастер-классы. Это всё к тому, что я не являюсь слепым апологетом того, чем занимаюсь. Я понимаю, что онлайн-образование со всеми плюсами имеет огромные минусы: меньшую увлекающую способность, большие требования к самодисциплине обучающегося, усложненную передачу знаний от мастера к подмастерью. Поэтому в «Нетология-групп» там, где обучение нельзя полностью перевести в онлайн, мы дополняем его какими-то офлайн-активностями.

Вы часто выступаете публично на различных конференциях, активно ведете свой инстаграм-аккаунт и ютьюб-канал. Вам нравится открыто говорить о своих достижениях? Деньги уже не «любят тишину»?

Таким образом я развиваю личный бренд руководителя. Я понял, что опыт руководителя сегодня — это инструмент конкурентной борьбы, борьбы за клиента, но прежде всего борьбы за квалифицированных людей в менеджменте компании, которой я руковожу. Рассказывая о своих представлениях о бизнесе, о вызовах, которые принимает компания, о личных целях, я могу найти единомышленников и привлечь их. Ко мне всё чаще приходят работать люди, которые смотрели мои видео на  ютьюбе, читали меня в  инстаграме или телеграме, и они уже «калиброваны» со мной.

Кроме того, внимание — новая валюта будущего. Поскольку по образу мыслей я прежде всего продуктолог, мне интересно изучать, как работают социальные сети, как они влияют на тебя, на твое окружение, на компанию.

Но способны ли эти люди, которые к вам приходят, привнести в компанию что-либо новое, есть ли у них критическое мышление?

Конечно. Самое страшное — это набрать бездумных последователей. В социальных сетях я обращаюсь к тем, кто умеет думать. В том числе критически мыслить.

Вы часто проводите лекции, участвуете в конференциях. В чём, по вашему мнению, заключается секрет успешного публичного выступления?

Главное — это наличие понятной, прозрачной, увлекающей целевую аудиторию мысли, желательно простой. Скажем, лекция, которая довольно много набрала просмотров на ютьюбе, называлась «Базовые компетенции предпринимателя». Это лекция в формате TED с рассказом о том, что создание успешного бизнеса обеспечивает выполнение простых, общеизвестных, базовых правил, о которых мы забываем и глубины которых порой не понимаем. Или ленимся понять во всей их полноте.

А внешний вид для спикера имеет значение?

Думаю, да. Слышал, что даже есть исследования о том, что хорошо выглядящих и стильно одетых людей слушают гораздо охотнее и внимательнее.

Что лично вы выбираете в таких случаях?

То, что как-то отражает меня самого. Вообще в моём гардеробе преобладают джинсы, футболки или рубашки в стиле кэжуал. Очень редко я надеваю костюм, на какие-то официальные мероприятия.

На Максиме: пиджак, джинсы, жилет, рубашка, ботинки, портфель - всё HENDERSON.
© Алексей Константинов

Вы сказали, что бизнес строится согласно базовым истинам. Значит ли это, что предпринимателем может стать каждый?

Есть хороший ответ, который я слышал от одного из моих коллег на этот счет. В предпринимательстве, как в спорте, чемпионом мира может стать только талантливый человек, это бесспорно. Однако спортсменом-разрядником и даже мастером спорта может стать любой, у кого есть желание, кто дисциплинирован, целеустремлен и настойчив.

Предпринимательство — это, кроме всего, физиологическая и психологическая готовность быть лидером в любой ситуации, в том числе в ситуации шторма, форс-мажора.

Вы недавно написали книгу «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса». Чем она отличается от другой бизнес-литературы?

Мне нравится, что получился очень сжатый материал. В большинстве книг про построение бизнеса много внимания уделяют мотивационной компоненте: сожми зубы и паши. Это важно, но, кроме этого, есть практические моменты: как выстраивать и формировать бизнес на разных этапах, как работать со стартапом на стадии зарождения проекта, как работать, когда он стал микробизнесом, малым бизнесом, средним бизнесом или стремится в крупный бизнес. Как в технологическом бизнесе выстраивать команды разработки, включающие в себя программистов, дизайнеров, тестировщиков. Как управлять командой продукт-менеджеров, которые играют очень важную роль в современном бизнесе. Как выстраивать работу с инвесторами, на каких этапах привлекать деньги, как проводить фандрайзинг, как оформить отношения с инвестором.

В этой книге мы с моим соавтором отжали максимум пользы, убрав всю воду. Это буквально пошаговое руководство, как строить бизнес. При этом мы старались сделать его нескучным, снабдили цитатами десятков известнейших предпринимателей страны. Кажется, получился хороший микс из отжатой, четкой, структурированной, строго полезной информации, дополненный эмоциональными, яркими историями из жизни предпринимателей.

Вы не боитесь таким образом вырастить своих конкурентов?

Нет, конечно. Кто-то из моих учеников вполне может прийти ко мне работать. Кроме того, мне нравится мысль о том, что воспитание предпринимателя — это воспитание сознательного гражданского общества. Мне кажется, что России не хватает этой сознательности, людей самостоятельных, у которых есть своя точка зрения, которые критически мыслят, не боятся об этом заявить. Думаю, экономически сознательное и, как следствие, граждански сознательное общество для современного государства имеет очень высокую важность.

К тому же мне интересно находить тех, кто будет бросать мне вызов, потому что это подталкивает к развитию. Сильные конкуренты стимулируют продолжать развитие.

Создатель тюнингового ателье PRO-Service Дмитрий Санников — о том, как выделиться на дороге и в жизни
Новаторы нашего времени
Ресторатор Алексей Васильчук — об успехе «Депо.Москва» и вызовах ресторанного бизнеса
Новаторы нашего времени
Основатель агентства недвижимости и сервиса онлайн-оценки персонала Олег Торбосов — о грамотном распределении ресурсов
Новаторы нашего времени
Серийный предприниматель Алексей Воронин — о трех китах успешного бизнеса
Новаторы нашего времени
Давид Сурин, владелец маркетингового агентства Surin, — о грамотном SMM и важности оставаться самим собой
Новаторы нашего времени
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Создатель тюнингового ателье PRO-Service Дмитрий Санников — о том, как выделиться на дороге и в жизни
Новаторы нашего времени
Ресторатор Алексей Васильчук — об успехе «Депо.Москва» и вызовах ресторанного бизнеса
Новаторы нашего времени
Серийный предприниматель Алексей Воронин — о трех китах успешного бизнеса
Новаторы нашего времени
Давид Сурин, владелец маркетингового агентства Surin, — о грамотном SMM и важности оставаться самим собой
Новаторы нашего времени