Спецпроект
Основатель агентства недвижимости и сервиса онлайн-оценки персонала Олег Торбосов — о грамотном распределении ресурсов
В совместном проекте РБК и HENDERSON герои цифрового мира рассуждают о том, как построить успешный бизнес в эпоху социальных сетей. А приручить не только экономические, но и модные тренды поможет новая коллекция HENDERSON.

Олег Торбосов  — яркий пример предпринимателя, который умеет работать над собой. Набитые за время поиска ценных сотрудников шишки он сумел монетизировать, запустив онлайн-сервис по оценке персонала Hrscanner.ru, а после неудачных попыток вывода на рынок семи разных проектов он в итоге открыл агентство недвижимости Whitewill со средним объемом продаж 1 млрд рублей в месяц.

Перед тем как основать собственное агентство недвижимости и сервис Hrscanner.ru, вы успели запустить целых семь проектов. Что с ними пошло не так?

Все эти проекты я запускал вместе с партнерами, и всё это время я проверял себя: могу ли я работать в партнерстве или нет. И понял, что у меня не получается.

Возможно, это следствие каких-то моих недостатков, потому что я не учился на предпринимателя на курсах MBA или в каком-нибудь английском вузе, а делал, как умел, интуитивно.

А можно ли вообще выучиться на предпринимателя или это должен быть набор определенных врожденных качеств?

Можно ли стать эффективным предпринимателем, не получив специального образования? Да. Можно ли пройти все курсы, которые есть на планете, посмотреть сотни часов видео на ютьюбе, но так в итоге и не основать ни одного успешного бизнеса? Тоже да.

Предприниматель должен чувствовать, где есть деньги, а где их нет, уметь действовать в ситуации высокой неопределенности, он должен быть толерантен к риску. Добавим сюда любовь к людям и навык качественного общения. Этому всему, в той или иной степени, конечно, можно научиться, но далеко не у всех, кто пытается, получается это делать талантливо и с достойным результатом.

Ну, и многое зависит от уровня необходимости. Я собственный бизнес решил запустить, потому что моя жизнь в определенный период была не такой, как я хотел. Мне не нравилось, где я живу, какую квартиру я могу снять, какие люди меня окружают. Есть два типа эмоций: эмоции «к», когда ты тянешься к чему-то хорошему, и эмоции «от», когда хочешь от чего-то сбежать. У меня как раз тогда был эмоциональный порыв «от». Я бежал от жизни, которая мне не нравилась, поэтому решил строить компанию, брать риски и ответственность на себя.

На Олеге: костюм, пуловер, рубашка, ботинки, шарф - всё HENDERSON.
© Алексей Константинов

Чем вы занимались в тех семи компаниях, которые остались позади?

Во всех проектах я делал примерно одно и то же: запускал трафик, отдел продаж, собирал команду. Раз за разом сталкивался с правилом, что скорость развития компании определяется моей способностью находить и удерживать нужных людей. Понял, что нужно глубже погружаться в HR-тему, изучать разные системы тестирования и оценки персонала. В результате пришел к идее создания сервиса онлайн-оценки кандидатов и текущих сотрудников, который назвал Hrscanner.ru. Мы замеряем продуктивность, личностные качества человека, или, как сейчас принято говорить, soft skills, а также вовлеченность команды и уровень IQ для руководителей. Есть также суперкрутой инструмент диджитал-интервью.

Почти все предприниматели нанимают интуитивно. Они смотрят резюме, что-то спрашивают на собеседовании, а потом решают: вроде как подходит. При использовании Hrscanner.ru мы можем узнать о человеке больше, чем он сам знает о себе.

В добавок к этому вы ведете курс по организационной политике компании. Чем обусловлена эта ваша инициатива?

В 2016 году, когда я открыл агентство недвижимости Whitewill, стал замечать, что каждый новый сотрудник наступает на одни и те же грабли, делает те же ошибки. Я решил, что нужно переживаемый компанией опыт описывать. Так мы начали составлять свои первые регламенты, завели папки с пополняемой базой знаний по каждой должности. Знаний, как правильно описывать бизнес-процессы и возникающие в компании ситуации, на первом этапе жестко не хватало. Качественного контента по этой теме было мало, я стал собирать этот пазл кусочек за кусочком. Из полученного опыта сначала сделал и записал внутреннее обучение для наших руководителей. Потом доступ к этому блоку знаний стали просить продать знакомые предприниматели. Я заказал отдельную страницу и «прикрутил» к ней платежную систему, чтобы покупатели могли сами оплачивать. Бизнесом это каким-то серьезным не воспринимаю.

Как вам удается делить свое время между двумя такими разными проектами?

Во главе Hrscanner.ru я поставил младшего партнера, который пришел изначально как наемный сотрудник, а сейчас получил долю и управляет компанией. Поэтому 97% рабочего времени я сейчас трачу на Whitewill, которое приносит больше прибыли. Хотя Hrscanner.ru капитализируется лучше. Мы сейчас выходим за границу и открываем первое представительство в Европе.

На Олеге: костюм, пуловер, рубашка, ботинки, шарф - всё HENDERSON.
© Алексей Константинов

Насколько в бизнесе важна личность руководителя?

Она суперважна. Руководитель задает эмоциональный тон в компании, формирует команду, заряжает ее энергией. Если руководитель сильный и мощный, ему будут не по душе слабые, беззубые сотрудники. А если он сам слабенький, то и окружать себя будет такими же людьми, чтобы проще было управлять. Из этого ничего хорошего обычно не выходит.

А имеет ли значение его внешний вид?

Есть такое понятие — конгруэнтность. Это соответствие внешнего вида и поведения происходящим событиям. Не стоит на важную встречу приходить в шортах и майке, хотя прямой зависимости между эффективностью бизнеса и стилем одежды часто нет. Есть модники в супердорогих костюмах-тройках, бизнес которых летит в тартарары, а есть очень скромно одетые ребята, но с большими компаниями. Но здорово, когда стильная одежда и успех идут рядом, плечом к плечу.

Сами вы какой стиль предпочитаете?

Я обычно не ношу классические костюмы, люблю повседневные пиджаки с джинсами или кардиганами. В общем, smart casual.

Сегодня в России настоящий бум коучинга и бизнес-тренингов. Как вы относитесь к этому явлению?

Недавно я ходил в школу рисования, и на занятии все участники должны были нарисовать льва по предложенному образцу. Художник шаг за шагом показывал, где мы должны провести линию, где должен быть круг, где тень, где свет. В самом конце вечера мы сделали общую фотографию. Каждый держал в руке свою картину. Когда я посмотрел на снимок, то увидел, что все львы получились разные. Хотя мы вроде все были в одной комнате, видели и слышали одно и то же. При этом получили кардинально разные результаты.

То же самое происходит и с бизнес-тренингами. В одном большом зале сидят люди и слушают одну и ту же лекцию, но каждый интерпретирует контент по-своему, фильтрует его через свою призму восприятия, личный опыт. Люди делают разные выводы, принимают в результате кардинально отличающиеся решения и имеют порой противоположные результаты. Я сам, когда ходил на пару тренингов, видел, как кто-то играючи после обучения запустил многомиллионный бизнес, а другие участники сейчас работают барменами. Так что сложно дать какую-то объективную оценку, насколько тот или иной тренинг эффективен.

На Олеге: костюм, пуловер, рубашка, ботинки, шарф - всё HENDERSON.
© Алексей Константинов

А чему вы сами учитесь?

Последний год я посвящаю в основном тому, что способствует формированию новых нейронных связей. Два-три раза в неделю занимаюсь английским языком, изучаю шахматы — они очень круто развивают стратегическое мышление. Учусь играть на фортепиано. Когда ты правой рукой выбиваешь один ритм, а левой — другой, это стимулирует работу мозга похлеще любого бизнес-тренинга. Еще учусь кататься на сёрфе: когда ждешь свою волну, тренируешь терпение.

И неужели вы всё успеваете?

Когда предприниматель говорит: «Я в аврале, мне ни на что не хватает времени», — это значит, что в своей компании он выполняет чужие функции, не связанные с работой владельца, которые лучше передать человеку за зарплату. Я сам не занимаюсь маркетингом и не работаю с клиентами. Задача предпринимателя — совершенствовать технологию, улавливать тренды и разворачивать бизнес в эту сторону.

В начале разговора вы упомянули, что у вас была некая необходимость заняться бизнесом. Сейчас, когда материальные вопросы не стоят на первом месте, что заставляет вас двигаться дальше?

Азарт, который появляется, когда ты тестируешь высокорисковые гипотезы. Сейчас я могу позволить себе рисковать, создавать что-то новое, неожиданное, крутое, потому что в случае чего текущих запасов на моей карточке хватит, чтобы несколько лет спокойно жить. При этом испытание деньгами действительно очень сильное. Многие его не проходят или проходят, сильно испортившись сами. Они становятся высокомерными, надменными, черствыми, очень закрытыми. Считаю, что мне удалось пройти его, оставшись приятным человеком.

Создатель тюнингового ателье PRO-Service Дмитрий Санников — о том, как выделиться на дороге и в жизни
Новаторы нашего времени
Ресторатор Алексей Васильчук — об успехе «Депо.Москва» и вызовах ресторанного бизнеса
Новаторы нашего времени
Создатель «Нетология-групп» Максим Спиридонов — о личном бренде руководителя
Новаторы нашего времени
Серийный предприниматель Алексей Воронин — о трех китах успешного бизнеса
Новаторы нашего времени
Давид Сурин, владелец маркетингового агентства Surin, — о грамотном SMM и важности оставаться самим собой
Новаторы нашего времени
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Создатель тюнингового ателье PRO-Service Дмитрий Санников — о том, как выделиться на дороге и в жизни
Новаторы нашего времени
Создатель «Нетология-групп» Максим Спиридонов — о личном бренде руководителя
Новаторы нашего времени
Серийный предприниматель Алексей Воронин — о трех китах успешного бизнеса
Новаторы нашего времени
Давид Сурин, владелец маркетингового агентства Surin, — о грамотном SMM и важности оставаться самим собой
Новаторы нашего времени